Из названия статьи сразу становится ясно, что речь пойдёт о непоседах. О тех детях, которые находятся в постоянном движении, едва проснувшись утром начинают скакать и прыгать, говорить безумолку, задавать взрослым кучу вопросов и убегать, так и не дослушав ответы. Они могут рано просыпаться, не спать днём, но при этом вечером им очень трудно заснуть, и они ворочаются в постели часами. Эмоциональные, с отлично развитым воображением, смышлёные и схватывающие информацию налету. Но при этом нередко рассеянные, слишком взрывные, иногда чересчур агрессивные. Это и есть непоседы. Как видите, дело не только  в непоседливости. Возможно, проблема скрыта где-нибудь глубже…

 

КАКИЕ ЧУВСТВА ИСПЫТЫВАЮТ

РОДИТЕЛИ ТАКИХ ДЕТЕЙ?

 

Радость

 

Да, в некоторых случаях это так. И в этом нет ничего удивительного. Живой, активный ребёнок радует маму и папу, если эта активность и живость не зашкаливают. Ведь такой малыш, как правило, развивается быстрее своих сверстников, общителен, рано начинает ходить и говорить, легко запоминает стихи и цифры. Одна мама так и сказала: «Отлично, что мой сын такой активный, терпеть не могу тюфяков и копуш. Ребёнок должен быть живым, весёлым, непоседливым и любознательным». Всё дело в том, что активность и любознательность, сообразительность (или гибкость и быстрота мышления) являются для родителей показателем того, что их ребёнок в порядке, он лучше других, а значит, о его будущем можно не беспокоиться.

 

Раздражение и усталость

Не все родители радуются маленькому непоседе. Активные дети могут раздражать и выматывать родителей эмоционально и физически. Ребёнок, который весь день слишком активен, требует постоянного внимания взрослых. Маленький непоседа ещё не умеет правильно оценить последствия своих действий, поэтому нередко падает, ударяется или обжигается. И родители вынуждены ежеминутно и ежесекундно находиться рядом с ребёнком, не выпуская его из поля зрения. Уставшие и измотанные, они с нетерпением ждут начала рабочей недели после выходных, чтобы отправить своё чадо в детский сад или в школу, а летом стараются отвезти к бабушке, и желательно «на долго». Особенно трудно мамам и папам со спокойным, «медленным» темпераментом, которые с трудом принимают своё чадо таким, как есть.

 

Страх и тревогу

Некоторые родители, особенно мамы, могут быть по-настоящему испуганы активным поведением своего ребёнка, особенно если на него начинают жаловаться родители других детей, если их вызывают к директору или завучу и рассказывают о плохом поведении малыша. Эти родители торопятся обратиться к психологу или даже врачу-психоневрологу, но всё же ситуация не слишком меняется даже после вмешательства специалистов. Таких родителей можно понять. Ведь они постоянно чувствуют и слышат осуждение окружающих, которые советуют показать ребёнка врачу или обучать его дома.

 

ПОЧЕМУ РЕБЁНКУ БЫВАЕТ ТРУДНО

УСИДЕТЬ НА МЕСТЕ?

 

           Непоседа – это ребёнок, нервная система которого, практически постоянно, находится в состоянии полной боевой готовности. Когда утром малыш только просыпается, пробуждается и его нервная система. Рано или поздно, работая, эта нервная система должна устать и перейти к отдыху. У активного ребёнка такая усталость может не наступать довольно долго. Но потом происходит довольно резкое «выключение», как если бы кто-то вдруг нажал на какую-то кнопку. Если представить себе это в виде графика, то у спокойного ребёнка это будет выглядеть как постепенное повышение активности утром, затем поддержание активности примерно на одном уровне, а потом, ближе к вечеру, постепенное снижение активности и, наконец, сон.

У непоседы всё происходит иначе. Утром, безо всякой подготовки, наступает резкий всплеск активности сразу после пробуждения. В течение дня активность постоянно растёт, набирая к вечеру максимальные обороты. Так происходит до тех пор, пока ребёнок не вымотается окончательно и не уснёт.

Откуда малыш получил такую нервную систему? Это может быть, как результат воздействия наследственных факторов, так и факторов внешних – родовой травмы, последствий внутриутробной инфекции и т.д. Но родителям, окружающим и самим детям от этого не легче.

Непоседа и сам не рад своему поведению. Когда такого ребёнка ругают взрослые, вопрошая, зачем он так себя ведёт, малыш плачет и пожимает плечами. Он действительно не знает, что с ним происходит. Есть лишь огромное желание выплеснуть куда-нибудь свою энергию.

Вот рассказ девочки-второклассницы, которую все дети в классе считают «странной», «бешенной», «болтливой».

«Я знаю, что вести себя нужно хорошо. Но когда прихожу в школу, не знаю, что со мной происходит. Я сижу на уроке. Если это первый урок, то всё нормально. А потом, уже после переменки, когда все кругом бегают и кричат, у меня голова начинает болеть. И на втором уроке мне хочется встать и ходить, а не сидеть. Я качаюсь на стуле и, бывает, даже падаю. Все смеются. А на следующей перемене я бегаю, мне надо выбегаться – так учительница говорит. Выбегаюсь сильно-сильно и сижу тихо остальные уроки. Ничего уже не хочется, но и запомнить ничего не могу».

Это как раз и есть то самое состояние, когда нервная система практически дошла до точки своих предельных возможностей и вот-вот отключится. Ребёнок может жаловаться на «лишнюю энергию» в руках и ногах, что описывает как желание избавиться от своих рук и ног. Такое состояние может проявиться не только в момент бодрствования, но и тогда, когда малыш ложится спать. Ребёнок уже и рад бы уснуть, но у него это никак не получается. Он постоянно переворачивается с боку на бок, одеяло оказывается кусачим, а подушка жёсткой. Помните сказку про Машу, которая поссорилась с подушкой? Так вот эта Маша и есть пример непоседы.

 

«Вечный двигатель»

           Эти дети находятся в постоянном движении. У них нет того состояния, которое можно было бы назвать состоянием покоя. Даже если у ребёнка нет возможности прыгать и выкрикивать, его тело постоянно движется, будь то пальцы рук или ног, шмыгание носом или потряхивание головой. Вы можете увидеть такого ребёнка в группе или классе, заметив, как он что-то постоянно вертит в руках или снимает обувь под партой так, чтобы не заметил учитель. Искусанные ногти, погрызенная ручка или карандаш, оторванные пуговицы, неаккуратные тетради – вот опознавательные знаки, выдающие «вечный двигатель». Психологи, говоря о таких детях, упоминают странную  аббревиатуру СДВГ, которая расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Одним из основных признаков СДВГ является недостаток контроля поведения в ответ на совершенно конкретные требования. И внешне всё может выглядеть именно  как импульсивность, неуправляемость, непослушание и непоседливость.

Чем помочь?

  • Кому, как не родителям, знать особенности своего ребёнка? И этими знаниями нужно грамотно воспользоваться. Например, если вы знаете, что вечером ребёнку противопоказаны активные игры или развлечения, перенесите их на первую половину дня.
  • Также маленьким непоседам противопоказан телевизор и компьютер, ведь длительное сидение без движения приводит к последующему взрыву активности.
  • Соблюдение режима дня очень полезно для возбудимой нервной системы.
  • Активного малыша без толку ругать и стыдить, ему трудно контролировать своё поведение и сдерживать импульсы. Поэтому стоит заняться тем, чтобы научить ребёнка контролировать своё поведение.
  • Необходимо предлагать малышу чередовать активные и спокойные игры, чтобы не допустить «перегрева» нервной системы.
  • Достаточное количество физической нагрузки помогает ребёнку справиться со своей «лишней энергией». Лучше выбирать такие виды спорта, которые не требуют постоянной концентрации внимания. Для непоседы плавание лучше настольного тенниса. Но так будет не всегда. Знаменитое «перерастёт» в данном случае довольно часто срабатывает.

 

«Непоседливость +»

Знак «+» означает, что поведение ребёнка не ограничивается только непоседливостью. Например, оно может сопровождаться агрессией или речевыми нарушениями (заиканием, слишком быстрой несвязной речью и т.д.), а возможно, и другими поведенческими проявлениями. Специалисты, которые работают с такими детьми, отмечают, что их очень сложно удержать на месте, даже если построить занятия очень интересно. Дети могут быть рассеянны, чрезмерно подвижны, но при этом даже отставать в развитии от своих сверстников, хотя нередки случаи одарённости таких детей.

В редких случаях такие проблемы могут быть результатом так называемой «педагогической запущенности». Однако, в большинстве случаев они всё-таки являются  последствиями заболеваний нервной системы. Но пусть вас не пугает слово «заболевания», поскольку сегодня специалисты по детским проблемам научились помогать детям с такими особенностями. Главное для родителей – верить в то, что всё получится.

 

Родители десятилетнего мальчика рассказывают о том, что в возрасте шести лет их сын, которого обследовали психологи и дефектологи, показывал интеллектуальное развитие на уровне трёхлетнего ребёнка. Конечно, на это были довольно серьёзные причины медицинского характера, но при этом мама и папа признались, что не понимали, как им научит своего ребёнка элементарным вещам, понятным другим детям. Специалисты по детскому развитию в течение двух лет смогли помочь мальчику наверстать упущенное. И одна из проблем, которая была решена – умение управлять своим импульсивным поведением.

Чем помочь?

  • Обратиться к специалистам: детскому психологу, дефектологу, логопеду, психоневрологу (в зависимости от преобладающих проблем).
  • Несмотря на то, что такие проблемы требуют длительной работы, стараться воспитывать ребёнка, прививая ему правильные нормы общения с окружающими, если, например, возникает проблема неконтролируемой агрессии.
  • Обратиться к аналогичному опыту других родителей. Возможно, в общении с ними найдётся немало подсказок.
  • Не ждать, что такой непоседа перерастёт сам. Это довольно распространённая ошибка родителей. Нужно помочь малышу, и как можно скорее. Действуйте!

 

«День на день не приходится»

Некоторые дети могут быть то активны, то, наоборот, апатично спокойны. Причём довольно сложно заметить, что же на самом деле влияет на детское поведение. Такие перепады от “холодно» до «горячо» говорят о том, что нервная система ребёнка подвержена цикличности. Или малыш готов проявить активность только при определённых условиях. Если внимательно понаблюдать за ним, то можно увидеть некоторые закономерности. Например, ребёнок активен дома вечером, но при этом совершенно пассивен во время занятий в школе. Учителя жалуются, что он «спит» на уроках. А родители приходят к психологу, недоумевая, почему их ребёнок дома не может угомониться до полуночи.

Наблюдения показывают, что такие дети могут чувствовать себя неуверенно в школе и подсознательно «выключаться» из учебного процесса. Внешне кажется, что ребёнок апатичен, ленив, невнимателен. И в это можно было бы поверить, если бы дома он не скакал, не прыгал и не пугал родителей своим чрезмерно активным поведением. Но ведь нерастраченную в школе энергию нужно куда-то девать? Вот ребёнок и делает это там, где чувствует себя безопасно. То есть на самом деле этот малыш вовсе не классический непоседа. Просто ему дискомфортно в школе, а проявляется этот дискомфорт в подобном поведении.

Чем помочь?

  • Прежде всего разобраться в том, что же происходит в школе (или там, где ребёнок демонстрирует «замирающее», малоактивное поведение).
  • Постараться изменить ситуацию.
  • Поддерживать с ребёнком тёплые, доверительные отношения, чтобы иметь возможность помочь ему в любую минуту.
  • Не ругать его за то, что он «скачет и носится» дома, а попытаться вместе с ним сбросить накопившуюся энергию – сходить спортзал, на пробежку или прогулку.

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.