Мария Монтессори придавала большое значение развитию всех органов чувств. И хотя родители обычно редко задумываются о том, как развить тактильное чувство, в Монтессори-педагогике для этого существуют некоторые упражнения. Развитие тактильного чувства помогает развитию мелкой моторики, речи и подготовке руки к письму. 

           Вот некоторые из упражнений, которые вы можете предложить детям.

  • Песочница. 

 

Мария Монтессори предлагала ставить в классе коробку с песком. Дети могли заниматься пересыпаниями, закапывать в песок небольшие предметы или камушки и после их искать. Конечно, непросто иметь песочницу дома. Поэтому летом вы можете предложить детям играть с песком на улице, а в холодное время года предлагать мягкие крупы: пшено или чечевицу. 

  • Шершавые таблички. IMG_6688

 

Это таблички, одна часть которых гладкая, а другая шершавая. Такую табличку можно сделать самим из гладкой и шершавой бумаги. Предложите ребёнку провести по очереди по обоим сторонам, скажите: «Это шершавое, а это гладкое». 

  • Парные мешочки с крупами. 

 

Такие мешочки родители могут сделать сами, наполнив их различной крупой или другими материалами (ватой, бумагой). Мешочки должны быть одинаковыми, зашитыми со всех сторон. Дети до 3 лет могут просто ощупывать мешочки, а старшие дети могут подбирать пары. 

  • Лоскутки. 

 

Это прямоугольные парные кусочки разных тканей. Дайте малышу их ощупать, назовите ткани. Предложите подобрать пары с закрытыми глазами. 

  • Геометрические тела. 

 

Этот классический Монтессори-материал представляет из себя корзинку с окрашенными в синий цвет разными геометрическими телами: шаром, призмой и т.п. Ребёнок учит их названия и, вытаскивая их из корзинки с закрытыми глазами, пытается определять и называть их. 

В домашних условиях работу с геометрическими телами легко заменить любимой детьми игрой в волшебный   мешочек. 

  • «Волшебный мешочек». 

Выберите с детьми небольшие предметы, сложите их в мешочек и попытайтесь на ощупь определить каждый предмет. Чем больше людей вы пригласите играть в эту игру, тем будет веселее. Данную игру можно проводить с чем угодно, она может быть тематической, просто положите в мешочек фрукты и овощи или природные материалы. 

С природными материалами можно работать с коробочкой от обуви с прорезанными по бокам отверстиями, в которые ребёнок может просунуть ручки и перебирать шишки, жёлуди, орехи, крупу, пока не найдёт заданное. Такая игра с мелкими материалами развивает и моторику. 

  • Существует несколько вариантов такой игры: 

Положите в мешочек парные предметы. Вытащите один предмет и попросите ребёнка найти пару. 

Вы кладёте любые предметы, знакомые ребёнку, называете один из них и просите ребёнка достать его. 

Вы кладёте в мешочек предметы, знакомые ребёнку, просите его ощупать один из них и, не доставая, назвать. 

Вы даёте ребенку 2 мешочка, в каждом из которых лежит один предмет из пары одинаковых, и просите двумя руками найти парные предметы. 

  • Сортировки. 

Очень хорошим способом развития тактильного чувства также являются упражнения в сортировке. Ребёнок может сортировать природные материалы: камушки и ракушки, разные крупы, листики и цветочки. Сначала поставьте перед ребёнком мисочку со смешанным материалом и 2 пустых мисочки, в каждую из которых положите по образцу, например, в одну ракушку, в другую-камушек. Предложите ребёнку продолжить. Если ребёнок с удовольствием проделал задание, предложите ему завязать платком глаза (но никогда не настаивайте) и опять проделать упражнение. Эта игра будет очень полезна и с не завязанными глазами, сортировки хорошо развивают внимание.

 

 

ПОЧЕМУ  БИЗИБОРД  –  НЕОБХОДИМОСТЬ  В  СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ?

razvivauschaya-igrushka-bizibord-zebra-s-fruktami-VigaToys-50681vg-500x500-product_popup

 

Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание. 

 

Логопеды бьют тревогу – число ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии. Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда. 

 

А созданные по методике Монтессори бизиборды – это развивающие игровые доски для детей,  на которых закреплены различные игрушки и мелкие детали. Давайте разберемся, почему они так популярны?

ukladanka-panel-scienny-konik

 

ЗАДАЧИ БИЗИБОРДА 

 

Главная задача бизиборда – дать возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие. 

Также есть и ряд других целей, заложенных        в бизиборды. 

 

ЭТО РАЗВИТИЕ

 

  • мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается. 

 

  • координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези – «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение и пр. 

 

  • логики. Здесь работают дверцы, магнитные лабиринты, фонарики, шестеренки. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, открыл замок – открыл дверку – нашел картинку. 

 

  • усидчивости. Малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением некоторое время. 

 

  • воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием. 

 

  • конгитивной функции.

   Это: 

 

1) Изучение цвета. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются. Так же на досках используются модули с сортерами по цветам. 

 

2) Изучение форм. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко изучить не только визуально, но и тактильно. 

 

3) Первые буквы и цифры. Ребенку легче воспринять понятие цифр благодаря счетам и другим элементам. В бизибордах нередко используются буквы, которые ребенку так же легче запомнить на ощупь.

 

 4) Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом. 

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ, БИЗИБОРД – НЕ ПРОСТО КРАСИВАЯ ИГРУШКА, А ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА   С МНОЖЕСТВОМ ФУНКЦИЙ,    КОТОРЫЙ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА НЕ ТОЛЬКО ВОСПИТАТЕЛЯМ, НО И ЛОГОПЕДАМ, И ПСИХОЛОГАМ.

СЕГОДНЯ БИЗИБОРД – УЖЕ НЕОБХОДИМАЯ ВЕЩЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ВОСПРИЯТИЯ МИРА РЕБЕНКОМ.

 

Статью подготовила  учитель старших групп Монтессори Орлова Марина Сергеевна

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.