Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя, дети приобретают новые знания, умения, навыки, развивают способности, подчас не догадываясь об этом.

 

  Обратим внимание на широко известные всем с детства счетные палочки. На деле они оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка игровой форме, познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры со счётными палочками называют задачами на смекалку геометрического характера. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

Итак, как использовать счетные палочки?

 

  • Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

 20181218_104656 11

  • Рисуем. Из палочек можно составить геометрические узоры, формы и предметные изображения. Попросите, например, ребенка нарисовать с их помощью домик, квадрат, треугольник, стул или кораблик. Если ребенок еще плохо ориентируется в геометрических фигурах, подготовьте лист бумаги, на котором будут нарисованы варианты. Вы можете выдавать нужное количество палочек для построения той или иной фигуры, тем самым, регулируя масштаб.

20181218_10473611

  • Считаем:

1) вы хлопаете в ладоши, а ребенок выкладывает палочки — сколько хлопков, столько и палочек.

2) выложите в ряд несколько палочек, ребенок должен во втором ряду положить столько же палочек: одну под другой. Усложните задачу и попросите выложить больше на 2 или меньше на 3. Так вы научите его считать и познакомите с понятием «больше», «меньше».

 20181218_10475211

  • Пишем. Из палочек можно составлять цифры и буквы, можно также воспользоваться уже нарисованными цифрами или буквами, а также перекладывая палочки превращать одну букву в другую.

 20181218_10483511

  • Составляем задачи и примеры. Попробуйте записывать примеры, комбинируя цвет палочек, так ребенок сможет ориентироваться в математических понятиях, таких как «больше», «меньше», «плюс», «минус», «цифра», «равно».

 20181218_10580311

  • Учим состав числа. Попросите ребенка выложить две палочки на стол, спросите сколько их, разложите по двум сторонам и спросите сколько палочек слева и справа, так он поймет, что число 2 состоит из 1+1, возьмите три палочки и разложите на две стороны разными способами: 1+1+1, 1+2, 2+1. Таким образом разберите все числа до 10.

 

  • Головоломки. Такие задачки понравятся детям, начиная с 5 лет. Они развивают логику, смекалку, сообразительность и пространственное представление. Если вы предложите переложить палочки, чтобы получилась нужная фигура, это сформирует у ребенка умение планировать свои действия в уме, разовьет зрительный и мыслительный анализ задачи, научит представлять возможные изменения фигуры. При этом все действия нужно совершать в уме, но для начала пусть попробует сделать это практически. Счетные разноцветные палочки — это настоящая находка для каждой семьи, где растет ребенок. С их помощью можно научить малыша любым базовым навыкам, начиная с простейшего — моторики рук, заканчивая дошкольными математическими знаниями.

 

Статью подготовила учитель математики Агаркова Ольга Игоревна

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.