Наши дети – это маленькие универсалы с огромным творческим потенциалом! Мудро поступают те родители, которые живо откликаются на потребность своих малышей в творческой реализации и приводят детишек в нашу творческую студию.
           Дети приходят в мир с огромным количеством талантов. Но эти таланты, как письма в конвертиках, увы, запечатаны… И не все конверты прозрачны!.. Не всегда возможно сразу понять какой же талант у малыша проявится наиболее ярко, чтобы с самого начала направить ребенка по конкретному виду творческой деятельности. Если гадать «на кофейной гуще», можно тоже ошибиться, ведь зачастую дети не сразу раскрываются. Как уже было отмечено выше, малыши умеют многое, а попробовать им хочется все. И если дети сами теряются в своих многочисленных «хочу», как же родителям их понять?..
Но эта проблема разрешима! В «Сказке» есть творческая студия, в которой занятия построены таким образом, чтобы малыши не ограничивали себя одним видом творчества, а получали целый комплекс творческих услуг. Творческая студия включает в себя занятия по хореографии, музыке, изобразительному искусству и актерскому мастерству. Каждое направление можно рассматривать как автономный вид деятельности, но все вместе они как раз и создают ту самую, очень важную гармонию в личностной характеристике ребенка, формируя его многогранность.
Все в этом мире строится на базовой основе. Если даже предположить, что малыш, перейдя в следующую возрастную категорию, предпочтет лишь какое-то одно творческое направление, остальные навыки останутся для него базовым каркасом. Мудро гласит поговорка: опыт и знания за плечами не носить. И возможно, в более позднем времени,  ребенку очень даже и понадобятся эти, ранее приобретенные, навыки…

 

УРОКИ  АКТЕРСКОГО  МАСТЕРСТВА

 

 
Вот так громко и по-взрослому звучит этот вид деятельности, в котором дети осваивают искусство разговорно-изобразительного жанра. И это творческое направление на самом деле очень серьезное и важное.
           Если воспринимать театральную деятельность исключительно как обычное лицедейство, способ эмоциональной разрядки ребенка и его релаксации, то можно случайно пропустить уникальную особенность данного вида творческой деятельности – это исключительное, мастерское владение словом.
Актерское мастерство – мастерство слова, причем слова эмоционального, наполненного смыслом. Умение четко, грамотно, красиво, выразительно и убедительно говорить, выражать свои мысли и желания играет не последнюю роль в достижении успеха в любой деятельности и в жизни вообще. 
Актерское мастерство универсально. Оно включает в себя несколько видов искусств, в том числе музыкальное и хореографическое, вокальное и ораторское, а также эстетическое.
 
Артист, как универсальный солдат, обязан выполнять любой трюк на высоком профессиональном уровне, иначе он будет просто неубедительным.
           Поэтому на наших уроках актерского мастерства детям для выполнения ставятся задачи совершенно разного качества, хотя и в игровой форме. Главное, чтобы малыши учились совершать несколько действий одновременно. Например, как показано на фото 1: проговаривая все вместе скороговорку в едином ритме, дети одновременно надевают  на голову соседа справа условную шляпу (кольцо). Это называется «отрабатывать координацию». Таким образом, во время действия на сцене, что пригодится и в реальной жизни, дети учатся концентрировать внимание сразу на двух  (или нескольких) совершенно различных задачах – на правильной, осмысленной речи и четких, одновременных  движениях.
Или другой пример, что тоже видно на фото 2: устанавливается полоса препятствий, преодолевая которую, дети стараются четко, громко и правильно проговаривать скороговорку.  Даже, просто перебрасывая друг другу мяч, юные артисты все время проговаривают какие-либо тексты.
Обязательны в программе урока также артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения, которые призваны подготовить речевой аппарат и голос к работе; на уроках  используются упражнения на отработку силы голоса, его тембральных оттенков, интонационных  акцентов; дети учатся держать необходимую паузу (долгую и короткую); акцентируется внимание на эмоциональном посыле фраз или отдельных слов; дети учатся взаимодействовать друг с другом как звенья одной цепи;  верить в предлагаемые обстоятельства; фантазировать на заданные темы; выполнять этюды (бессловесные действия). Это все очень непросто, но маленькие артисты справляются.
Конечно, к детишкам мастерство придет не сразу. Им предстоит пройти тернистый путь индивидуальной огранки своей личности. Прежде всего, научиться управлять собой, сдерживать собственные эмоциональные порывы, быть терпеливыми, внимательными и раскрепощенными в действии. Чтобы освоить какой-то актерский прием, маленьким артистам  приходится многократно повторять одно и то же действие, пока оно не закрепится в сознании и не станет для них привычным и родным. Это очень серьезная работа над собой… Но до чего же интересная!..     А главное, жизненно важная.

 

СЦЕНА – СКАЗОЧНЫЙ МИР

 

 

Уроки уроками, а главной целью на занятиях в творческой студии для ребенка является перспектива выхода на большую сцену. Причем, не только  желание почувствовать себя настоящим артистом, но и мечта каждого малыша побывать в реальной, живой сказке; пережить сказочные приключения; позволить себе надеть сценический костюм, который в обычной жизни не уместен и загримироваться под какой-то необычный сценический образ.  Чтобы, когда откроется занавес, маленький артист смог уловить напряженную тишину зрительного зала и погрузиться в волшебство сказочного действа.
 
Это очень волнительно и незабываемо! Такие впечатления, как правило, остаются в памяти на всю жизнь. Они греют детскую душу, насыщают сознание позитивными эмоциями, мотивируют на новые творческие преодоления.
 
Сцена – это своеобразный мостик из детства во взрослую жизнь. Она дает возможность проиграть различные жизненные ситуации или выстроить необходимые модели человеческого поведения через поступки и взаимоотношения сценических персонажей. И, таким образом, ненавязчиво вложить в ребенка нужные знания, которые касаются важных жизненных ценностей и ориентиров. 
          
           Ведь, если в категоричной форме или даже в прямом обращении пытаться ребенку что-то внушить, то можно натолкнуться на довольно сильное сопротивление со стороны малыша. И поскольку дети растут быстро, а мир меняется еще быстрее, то, во имя детского блага, нужно успеть вложить в сознание ребенка необходимые знания и ценностные понятия. С этим как раз благополучно справляется виртуальная реальность сценического сказочного мира.
Но и это еще не все блага, которые сцена дарит ребенку! Малыш, оказавшись один на один с огромным сценическим пространством, особенно в первый раз, конечно же переживает стресс… И может быть впервые пробует самостоятельно с ним справиться… И ведь, умница, обязательно справляется!
Благодаря своему преодолению, после дебюта, ребенок, как правило, резко удваивает собственные личные показатели. Куда девается его стеснительность, скованность, зажатость. Его теперь не пугает большая аудитория и огромное количество глаз, устремленных только на него. Теперь ОН, малыш, – часть замечательного сказочного мира и даже в какой-то степени маг-волшебник. Ведь в его перевоплощение поверили зрители, и ему рукоплескал целый зал.
 
Действительно, на сцене оттачивается речь ребенка, усиливается его концентрация внимания, умение действовать в связке с партнером по сценическому эпизоду. А если нарушается ход действия или партнер забывает слова, или вдруг перепутает реплики, то маленькому артисту приходится мгновенно, перестраиваться, менять свою  реплику или на ходу придумывать новую мизансцену,  да так, чтобы зритель не заметил заминки!.. В такие моменты востребованными становятся все навыки и умения, полученные на уроках актерского мастерства. Можно даже привести пример невероятного самообладания юного артиста, игравшего роль   Художника в спектакле «Радужные приключения».
По замыслу, Художник должен был выкатить на средину сцены мольберт с картиной, палитрой и кисточками. Затем взять в одну руку палитру, а в другую большую художественную кисть, подойти к микрофону и проговорить свой длинный монолог, в котором перечислялись и показывались все художественные атрибуты. Художник в волнении оставил свою кисть – основной атрибут действа – на мольберте, но сначала не заметил этого. Поэтому он, как и полагалось по действию, представился залу…  и вдруг понял, что в руке нет кисти, о которой сейчас следует говорить.  Тогда…         Художник сделал настоящую актерскую паузу!.. продолжительную и со смыслом. Затем он без малейшего замешательства развернулся к мольберту, взял кисть, вернулся к микрофону и спокойно, с достоинством закончил свой монолог. Сцена была спасена.
В жизни тоже могут случаться подобные моменты. И если ребенок научится находить выход из нестандартных или неловких ситуаций на сцене, то в реальной жизни в форс-мажорных обстоятельствах он уже не растеряется. Потому что сцена – это не только сказочный мир, но и лучший тренажер для развития креативного мышления ребенка.

 

Статью подготовила учитель актёрского
мастерства Бухвастова Лариса Николаевна

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.