Ситуации, когда к 3 годам ребенок практически не произносит слов или разговаривает так, что его сложно понять, – наблюдаются довольно часто. Когда проблема актуальна, начинаются поиски способов ее решения. С одной стороны, логопед может посоветовать подождать, а с другой – ребенок рискует пойти в первый класс с речевыми дефектами, поскольку может не хватить времени на их устранение.
Что же делать? Не только заниматься со специалистами, но и как можно раньше организовать самостоятельные занятия и регулярно выполнять с детьми упражнения для развития речи. Наша с вами задача – сформировать речевое мышление путем отработки артикуляции, расширения активного словарного запаса и развития грамотной связной речи.

 развитие речи

 


Как развить речь у ребенка: простые правила

На первый взгляд кажется, что речевым занятиям следует уделять много времени. По этой причине родители долго не решаются их начинать. На самом деле все не так сложно: упражнения на развитие речи можно делать практически в любой момент повседневной жизни и без финансовых затрат. Как? Соблюдая несложные правила.
  1. Фундамент речевого развития – постоянное общение с детьми. Они задают множество вопросов, от ответов на которые не стоит уклоняться. Если сразу ответить затруднительно, лучше так и сказать. Пусть ребенок подождет, пока взрослые подумают, зато позже он получит нужную информацию.
  2. Дети подражают речи взрослых, поэтому не следует имитировать «детскую» манеру говорить, искажая слово или звук и используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это мешает правильному произношению и ведет к формированию речевых недостатков.
  3. Произношение улучшится, если его тренировать. Здесь помогут упражнения, проходящие в доступной игровой форме. Например: 
    На развитие круговых губных мышц «Улыбка»: зубы сомкнуты, губы широко растянуты в улыбке, в таком положении задерживаются на 10-15 секунд, потом расслабляются.
    На развитие мышц языка «Маляр»: открывается рот, широкий кончик языка помещается на верхние резцы, оттуда медленно направляется к небу и обратно, подобно кисточке маляра.

Развитие речевого дыхания

Любые звуки – это часть речи, поэтому залогом их правильного произношения, нормальной громкости, а еще выразительной интонации и четкой дикции можно считать хорошо поставленное дыхание.  
Существует множество упражнений, проводимых в игровой форме и позволяющих развить речевое дыхание: сдувать шапку одуванчика («Одуванчик»), снежинки с руки, бумажные шарики со стола («Забей гол»), надувать воздушные шары, мыльные пузыри, дуть вслед кораблику, на игрушку – ветряную мельницу.  

 


Упражнения и игры для пополнения словарного запаса

Богатый лексикон поможет ребенку без труда излагать свои мысли и свободно общаться со сверстниками. К 5-6 годам запас должен составлять три – четыре тысячи слов, поэтому его необходимо пополнять путем общения с новыми собеседниками, чтения, словарных игр и занятий.
«Алфавит». Ребенку ставят задачу назвать много слов, начинающихся на определенную букву алфавита
«Проводник». Гуляя на улице, детей просят побыть проводником взрослого, который в данный момент закрыл глаза (ничего не видит) и перечислять все, что его окружает. Затем глаза открываются и взрослый, оглядываясь вокруг, предлагает назвать те предметы, которые еще не упоминались, подсказывая их название.
Игра «Наоборот» или «Такой же».При этом можно использовать мяч: вы говорите слово, бросаете мяч, ребёнок подбирает нужный ответ и возвращает мяч вам. Примеры антонимов: узкий—широкий, гладкий—шершавый, легко—тяжело, холодно– жарко и т.д. Что касается синонимов, то можно придумать как можно больше приятных слов для принцессы: красивая, очаровательная, милая, ненаглядная и т.д.
Сравнения и обобщения. Предложите ребёнку сравнить яблоко и абрикос: что у них общего и чем отличаются. Ребёнок должен назвать не менее трёх признаков. Общее: яблоко и абрикос – это фрукты; они сладкие; они округлой формы; они растут на деревьях… Отличия: яблоко круглое, а абрикос – овальный; у абрикоса одна косточка, а у яблока много  семечек; абрикос – всегда только оранжевый, а яблоко бывает зелёное, красное и жёлтое.

 

Развитие связной речи

Важная часть речевого развития – это работа над становлением связной речи.
1. Игровое упражнение «Закончи фразу»для тренировки воображения. Взрослый рассказывает детям начало истории (сказки, стихотворения), а они сами придумывают концовку.
 
2. Игра “Определи игрушку”.
На диване расставлены игрушки. Взрослый рассказывает ребенку придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением “он” или “она”. История рассказывается в течение 3-5 минут. Ребенок  должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. А затем поменяться со взрослым местами.
3. Игра “Мостик”.
Взрослый  показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую (или просто называет 2 слова). Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы “переходным мостиком” между ними. Например, даются два слова: “гусь” и “дерево”. “Переходными мостиками” могут быть следующие слова: “лететь” (гусь взлетел на дерево) или спрятаться” (гусь спрятался за дерево) .
 
4. “Что означает выражение?” или “Пословицы”.
Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок. К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мама, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: “Она в нем утонет”. Выполнение задания “Что означает выражение?” поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.
5. Игра “Шаги. (Кто быстрее доберется до…)” Игроки становятся рядом, и оговаривают тему шагов, Например “Вежливые слова”. Ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Другие темы: “Все круглое”, “все горячее”, “все мокрое”. “Ласковые слова для мамы”. и т.д.
6. Игра «Внимание! Розыск!».
В эту игру  хорошо играть всей семьей. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком идет речь, становится ведущим. В игре допускается описывать одежду.
 
7. Дополнить предложение.
Просить ребенка закончить предложения: “Дети поливают цветы на клумбах, потому что…”. “На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… ” “Зимой медведь спит, потому что…” и т. д.
8. Предлоги.
Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги – “на”, “в”, “под”, “над”, “с” и др. Играть можно как в рулетку – бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же – на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.
9. Путешествие. Семейная игра.
Один говорит:”Наш корабль отправляется в… например, в Индию. Что с собой возьмем?” Кто-нибудь спрашивает: “А на какую букву? “. “На букву “К”!  Первый начинает и говорит: “Берем кошку!” Другой: “Кактусы!”. “Кастрюли!”. Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: “Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву “Р”.
10. Кто с какими буквами дружит.
Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы – слон, у папы – крокодил, у ребенка – ёжик. Мама говорит: ” Мой слон дружит с буквой “Х”, потому, что у него есть хобот”. Папа говорит: “А мой крокодил дружит с буквой “Р”, потому, что живет в реке.” Ребенок говорит: “Мой ёжик дружит с буквой “И”, потому, что у него иголки.
11. Какие бывают слова. Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского “Какие бывают слова”. Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть.      
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово зеленое – ель.
Есть книжное слово – 
страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово веселое – смех.                                                                                             

Статью подготовила учитель развития речи Цуркан Людмила Васильевна

 

 

 

Tagged with:
 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.